Все мы знаем сказку Андерсена "Свинопас". Но что там, в сказке, собственно, происходит, почти никогда не думаем. Эта сказка может казаться и очаровательной и довольно мерзкой. Так довольно часто бывает у Андерсена, Ганса Кристиана, невероятно злобного человека, от всей души стремившегося казаться добрым и очаровательным. Да, кажется, и считавшего себя очень добрым.
Разумеется, бесконечные слащавые «детские» интепретации «Свинопаса», милые иллюстрации, прелестные мультфильмы, фильмы и спектакли на детских утренниках заложили в восприятие определённый канон, отлакировали чтение этой сказки, но... Если читать сказку, как совершенно незнакомый текст, то и Принц покажется не таким уж положительным персонажем, и Принцесса будет не так уж неправа, и её в финале будет жалко всерьёз.
Там, значит, некий Очень Бедный Принц в качестве подарка во время сватовства предлагает незнакомой Принцессе, дочери Императора, розу и соловья, как символы своих искренних чувств. Принцесса ему - заметим - незнакома, ни он её не видел, ни она его ни разу не встречала, то есть, речь идёт о дипломатическом браке, хоть сказочном. Так что ссылка на искренние чувства тут достаточно двусмысленна: безупречно прекрасная роза через неделю завянет и осыплется, а соловей сидит, как-никак, в клетке. К тому же, эта роза с куста, выросшего на могиле отца Принца, что, безусловно, должно нечто символизировать. Важная деталь: Принцесса мечтала получить в подарок котёнка.
Дальнейшее мы помним: переодевание, создание потрясающих гениальных артефактов, пренебрежительно называемых их создателем "никчёмными игрушками", поцелуй, позор и изгнание Принцессы. Эта интрига была затеяна мстительным Принцем с единственной целью - унизить и растоптать отвергнувшую его девушку. Заметим, он вознамерился унизить девушку, отвергшую чисто формальный династический брак, а не чувство. Сам-то он, хоть и был Очень Бедный, но происходил из такой Семьи, что многие принцессы почли бы за честь, несмотря на его бедность, и бла-бла-бла... Что-ж, Весьма Высокородный Принц отомстил по полной и остался доволен. Грустно?
Но, с другой стороны, если бы Принцесса по наивности вышла бы за этого Принца-психопата, который к ней сначала сватался вслепую, ради денег её отца, Императора, а потом, фактически, вместо поцелуя плюнул ей в лицо, счастливая и долгая жизнь ей явно не светила.
Поэтому давайте предположим, что эта Принцесса - именно та Принцесса, которая под дождём и тёмной ночью стучится в дверь в сказке "Принцесса на горошине". Та сказка заканчивается благополучно.
Источник:
Европейские сказки имеют в своих корнях европейскую литературную традицию и культуру. Для того времени с его символизмом была важной каждая деталь: цвет, запах, состояние, значение. К примеру - роза, знаменитая роза, знакомая каждому культурному европейцу по великой средневековой поэме Гийома де Лорриса, и наследию Кретьена де Труа.
К примеру, в сказке о Синей бороде подразумевается не Генрих VIII, как привыкли лепить отсебятину современные горе-культурологи, а супружеская измена с ее смысловым выражением в синем цвете, уходящим в глубокое Средневековье.
К сказкам нужно подходить с глубоким знанием культурологии и историографии, а не с современными понятиями, тогда и не возникнет когнитивного диссонанса.